Театральные кресла или секреты хорошей акустики.

Театральные кресла или секреты хорошей акустики.

При оборудовании зала мебелью одним из наиболее важных критериев выбора является то, как изменится акустика зала после того, например, как будут установлены театральные кресла. Это может быть зал драматического театра, конференц-зал или многоцелевой зал, предназначенный для разнообразных мероприятий, таких как музыкальные программы, выступления лекторов, показ драматических постановок или проведение презентаций и конференций. Успех любого из мероприятий будет зависеть от того, насколько хорошим было качество звука. Большинство залов оснащается системами озвучивания, но, как показывает практика, без хорошей естественной акустики зала хорошая электроакустика все равно невозможна. А для некоторых мероприятий, таких как симфонический концерт, например, хорошая естественная акустика просто необходима, потому что никакая электроаппаратура не способна будет обеспечить необходимый уровень качества звучания симфонического оркестра.

Для правильного проектирования естественной акустики зала, необходимо учитывать его форму, допустимые методы геометрических отражений звука с учетом особенностей потолочных и стеновых перекрытий, возможность образования эха в зависимости от того, как будут расставлены театральные кресла, время реверберации (постепенное уменьшение интенсивности звука при многократном отражении) в зале, а также возможность обеспечить однородность звукового поля. Звуковые волны отражаются от поверхностей по закону «зеркала», что напоминает отражение света, однако это справедливо только для помещений внушительного размера, где отражающая поверхность будет по размеру намного превосходить длину звуковой волны, для маленького помещения такое допущение невозможно. Что касается промежуточных случаев, отражение звука будет зависеть не только от размера помещения, но и от расположения самого источника звука.

При выборе кресел и способа их расстановки в зале, необходимо провести проверку слушательских мест на критический интервал запаздывания, то есть на эхо. Она сводится к измерению различия в расстоянии, которое звук проходит от источника до первых отражений от стен и потолка, которые приходят к слушателям на местах. Театральные кресла и слушатели, которые на них сидят, являются факторами переменного звукопоглощения. Компенсировать или активизировать звукоотражение могут театральные кресла, конструкция и отделка которых соответствует поставленной задаче. На звукопоглощающие характеристики влияет наличие и количество деревянных и пластиковых деталей, толщина мягкого слоя, качество обивочной ткани, а также сама конструкция кресла. Так, пустотелые конструкции спинок, стоек и сидений являются прекрасными резонаторами и хорошо отражают звук.

Если театральные кресла являются переменным фактором звукопоглощения, то архитектурные особенности зала с его нишами, элементами отделки, колоннами, барельефами, люстрами, техническими отверстиями, потолочными балками, пилястрами и т.п. обеспечивают добавочное звукопоглощение, которое также необходимо учитывать при выборе кресел. Соблюсти идеальный баланс здесь очень сложно, это требует профессиональных знаний и опыта. Особенно это важно для многоцелевых залов, где звучит живая речь и где установлены системы, обеспечивающие объемное звучание. Здесь, в зависимости от особенностей интерьера зала, обязательно нужно будет компенсировать шумы или увеличить звукоотражение, чтобы даже на дальних рядах речь было слышно также хорошо и разборчиво, как на первых.

Как можно видеть, театральные кресла являются тем влияющим на акустику помещения фактором, который можно регулировать и изменять характеристики помещения в лучшую сторону. От соответствия акустических характеристик кресел тому, в каком зале они будут использованы, и какая задач будет стоять при их выборе, в конечном счете, зависит то, насколько правильно и эффективно будет оборудовано помещение.