Полвека нежности, страсти, жертвенности

На сцене Большого театра вновь танцуют «Легенду о любви» 

Начало театрального сезона 2014 года ознаменовалось множеством интересных спектаклей, но даже в плеяде фантастических по силе и красоте постановок новая редакция балета «Легенда о любви» отмечена особым интересом публики. Спектакль возобновлен на главных подмостках страны при поддержке банка ВТБ, оказывающего Большому театру спонсорскую помощь в рамках уникального проекта «ВТБ — России».

Обратившись к истории легендарного балета, напомним, что музыка для него была создана азербайджанским композитором Арифом Меликовым. Сюжетную основу составила пьеса Назыма Хикмета, драматурга из Турции.  Автор удивительно красиво рассказал притчу о любви двух царственных сестер, Мехменэ Бану и Ширин, к одному юноше — художнику по имени Ферхад. Главным двигателем сюжетных перипетий в пьесе стали муки выбора между любовью и долгом, потребовавшие немалой жертвенности от Мехменэ Бану, которая отдала красоту ради спасения младшей сестры. На язык хореографии трогательную и завораживающую историю перевел в 1961 году Юрий Григорович. Произошло это в ленинградском Кировском театре. Сценографией балета занимался художник Симон Вирсаладзе. Четырьмя годами позднее спектакль был перенесен на сцену Большого.

Первыми исполнителями главных партий в Кировском театре были Ольга Моисеева, Ирина Колпакова и Александр Грибов (Мехменэ Бану, Ширин и Ферхад соответственно).  На сцене Большого в премьере 1964 года блистали Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова и Марис Лиепа (именно с партии Ферхада началась его головокружительная балетная карьера). За полвека существования балета на российских и зарубежных сценах в нем танцевали самые талантливые и известные артисты. Особенно вдохновенным Ферхадом, по мнению критиков и публики, стал Николай Цискаридзе. Партнершей танцовщика была неподражаемая Ульяна Лопаткина.

В 2014 году публика познакомилась с новой редакцией великого балета. Главные партии доверены нынешним звездам Марии Аллаш, Нине Капцовой и Александру Волчкову. Самое интересное, что творческая трансформация  спектакля вновь задумана и воплощена Юрием Григоровичем. Композитор Ариф Меликов говорит, что он рад продолжению жизни «Легенды о любви». Этому балету, скорее всего, уготовано бессмертие или, по крайней мере, невероятно долгая любовь театрального мира и публики — тема любви и самопожертвования бесконечна, а значит, и говорить о ней можно беспрестанно, в том числе и языком хореографии.

Более подробно об истории первой премьеры балета, обвинении Григоровича и его постановки в безнравственности, закулисных интригах, не позволивших исполнить страстно желаемую партию Ферхада великому Рудольфу Нурееву, и многом другом читайте на сайте http://vtbrussia.ru.