Срок действия банковской гарантии: спорные моменты
Срок действия банковской гарантии: спорные моменты
Между поставщиком и заказчиком периодически возникают разногласия о сроках действия банковской гарантии. Разобраться в нюансах помогает тендерный специалист компании Bicotender Владимир Зинченко.
Законом о контрактной системе предусмотрено два способа обеспечения исполнения контрактов. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей установленным законом требованиям, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Если с внесением денежных средств на счет заказчика спорных моментов не возникает, то с предоставлением банковской гарантии их много. Один из них – срок действия банковской гарантии.
Закон – что дышло…
В соответствии с частью 3 статьи 96 44-ФЗ, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Но зачастую заказчики устанавливают в документации требование, по которому срок действия банковской гарантии превышает срок исполнения контракта на два месяца и более. Законно ли это?
По буквальному прочтению указанной нормы закона заказчик вправе установить срок действия банковской гарантии, на два и более месяца превышающий срок контракта. Данная позиция подтверждена рядом решений Федеральной антимонопольной службы России (ФАС).
Однако в практике ФАС можно обнаружить иной подход, согласно которому положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено право заказчика на изменение срока действия банковской гарантии, установленного законом (Постановление ФАС России от 27.04.2016 №28/29459/16, Постановление ФАС России от 08.09.2016 №28/62371/16).
Само по себе установление завышенного срока действия банковской гарантии влечет за собой дополнительные расходы исполнителя контракта, что уменьшает потенциальное количество участников закупок и отрицательно отражается на развитии конкуренции. Увеличение срока действия банковской гарантии автоматически влечет увеличение затрат на ее приобретение, что, в конечном счете, делает получение контракта для добросовестных участников малодоступным.
Кроме того, в случае снижения цены контракта по результатам аукциона или конкурса на 25 и более процентов и отсутствия опыта участия в государственных торгах, участник закупки должен предоставить обеспечение контракта, увеличенное в полтора раза. Учитывая, что заказчик вправе установить максимальный размер обеспечения контракта (30 процентов от начальной максимальной цены), предоставить обеспечение исполнения контракта путем внесения денежных средств на расчетный счет заказчика не всегда возможно. Следовательно, участники закупки изначально находятся в неравных условиях.
Выхода из данной ситуации только два. Первый – установить в законе конкретный срок банковской гарантии относительно срока действия контракта, второй – к обязательному минимальному сроку действия банковской гарантии установить максимальный срок. Данные изменения положительно скажутся на количестве потенциальных участников закупок, развитии конкуренции и качестве обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Отвечая на вопрос, законно ли установление такого требования, ответ будет неоднозначным: с одной стороны, законом это не запрещено, с другой , это косвенно, но все же ограничивает конкуренцию на торгах, а, следовательно, негативно сказывается на экономии бюджетных средств.
Требование невыполнимо
Второй спорный момент – требование заказчика предоставить в случае просрочки исполнения контракта новую банковскую гарантию взамен истекшей. Законом о контрактной системе данный момент не урегулирован, поэтому многие заказчики этим пользуются. В частности, данное требование активно устанавливает в своей документации Министерство юстиции Российской Федерации.
Разберем данную ситуацию подробнее. Положениями части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено право поставщика (исполнителя, подрядчика) предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
В настоящие время поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта лишь в случае его уменьшения после исполнения отдельного этапа контракта. Возможность поставщика изменить способ обеспечения исполнения контракта, если контрактом не установлены отдельные этапы его реализации, не предусмотрена. То есть, внести денежные средства на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта взамен истекшей банковской гарантии невозможно.
Еще одна сложность в том, что срок действия контракта к моменту истечения срока действия банковской гарантии должен, исходя из норм Закона о контрактной системе, также истечь. Возникает сложность в получении новой банковской гарантии на контракт с истекшим сроком действия. То есть требование заказчика о предоставлении банковской гарантии взамен гарантии с истекшим сроком действия фактически невыполнимо.
С одной стороны, данное требование Заказчика не нарушает Закон о контрактной системе, с другой – невыполнимо для поставщика (подрядчика, исполнителя). Выход для поставщиков в данной ситуации только один: внимательно читать условия контракта, и если уверенности в возможности исполнения контракта в срок нет, то отказаться от участия.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять отзывы, комментарии