Что мешает российским форумам и выставкам развиваться

Несмотря на то что кризис заставляет предпринимателей активнее продвигать товары и услуги на рынке, выставочная деятельность в регионах идет на спад. По мнению экспертов, что это не повод опускать руки, а стимул более активно изучать потребности бизнеса, менять тематику и наполнение форумов.

Проблемы организации современных выставок представители власти и деловых кругов обсудили на "Деловом завтраке" в омском конгресс-холле. Специалисты полагают, что в целом роль выставок объективно растет, однако к любому, даже отлично организованному форуму предприниматели быстро привыкают. Часть в поиске рынков сбыта обращается к Интернету, не требующему финансовых вложений для поиска партнеров, что весьма актуально в период экономического спада. Тем не менее выставочная деятельность остается востребованной. В трудные времена профессионалы стараются знать обо всем, что происходит на рынке. К тому же в период нестабильности небезопасно заключать сделки, не посмотрев в глаза партнеру. А где это можно сделать, если не на выставках?

- Сегодня они приобретают особый статус, становятся лакмусовой бумажкой рынка, дающей четкое представление, какие из компаний остаются на плаву, а какие - уходят, какие ниши освободились. Они позволяют понять, как планировать тактику и стратегию в новых реалиях, и не только напрямую найти заказчиков, но и вывести на рынок товары, ускорить их продажи, поддержать собственный имидж, - уверен гендиректор Агентства развития и инвестиций Омской области Вячеслав Федюнин.

Однако у предпринимателей накопились претензии к организаторам форумов. Одни полагают, что выставки недостаточно подготовлены, поэтому привлекают не целевую аудиторию, а случайных участников. Другие говорят, что им не хватает необычных, интересных мероприятий, которые "нельзя пропустить". Еще одна проблема - экспозиции довольно слабо представляют перспективу развития той или иной отрасли.

- Я часто выезжаю на различные российские форумы. К сожалению, большинство из них - это вставки устаревших образцов, - отмечает руководитель комитета по предпринимательству в сфере здравоохранения и медицинского приборостроения Омской торгово-промышленной палаты Валерий Педдер. - Одна из причин - инновации в нашей стране внедряются крайне медленно. Если в Китае можно поставить новинку на поток за полгода, в Европе за два-три года, то в России на это уходит пять-десять лет. С такими темпами говорить о том же импортозамещении довольно сложно, и эту ситуацию надо менять. Тем более что на европейских форумах технологии будущего присутствуют. Это дает бизнесу понимание, куда двигаться, а вузам - на подготовку каких специалистов делать ставку.

Стоит сказать, что современные форумы, несмотря на проблемы, не стоят на месте. Например, реагируя на потребности рынка, омская международная выставка высоких технологий и техники (ВТТА) сменила военное русло и теперь позиционируется как салон арктических технологий. По словам Вячеслава Федюнина, в планах организаторов - сделать ВТТА еще и контрактной площадкой, на которой предприниматели Сибири смогут договориться о сотрудничестве с "Газпромом" и другими крупными корпорациями. Изменит формат и традиционная выставка-ярмарка "Агро-Омск": акцент будет сделан на деловую часть, и уже потом - на массового посетителя. В этом году в календаре выставочных мероприятий появился омский IT-форум, который теперь получит постоянную прописку.

Этой осенью ожидается проведение и нового специализированного экологического форума "Экобум", а также туристической выставки "Сибирский партнер". Кстати, экономисты посчитали, что каждый деловой турист оставляет в регионе в среднем пятьсот долларов, тогда как обычный - сто.

Традиционные форумы также не стоят на месте. Например, в этом году программа мероприятий фестиваля предпринимателей "Свое дело - твой успех" увеличилась в полтора раза за счет бесплатных практикумов и профессиональных предпринимательских тренингов. Аналогичные изменения коснулись и Международного фестиваля "Формула моды: Восток - Запад".

- Именно благодаря своей "подвижности" форум не теряет актуальности, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" соучредитель Национальной академии индустрии моды Александр Хилькевич. - Каждый конкурс сопровождается образовательной программой. Мастер-классы для студентов проводят ведущие национальные и иностранные специалисты. Поэтому поток молодых дизайнеров, которые едут сюда со всей страны, не ослабевает.

В последнее время набирают обороты выездные выставки. Главным образом, сибирских предпринимателей интересуют страны СНГ и Восточной Азии. Все более тесными становятся деловые отношения с Китаем. Однако в данном случае стоит ребром тема защита интеллектуальной собственности. Предприниматели Поднебесной не слишком щепетильны в данном вопросе, поэтому вероятность потерять не только перспективный рынок, но и авторское право, довольно высока, и приходится держать ухо востро.

Так или иначе, но выставочная деятельность не стоит на месте, а регионы уже накопили опыт, достойный изучения и тиражирования. Поэтому омичи решили запланировать на 2017 год новое мероприятие - форум "ЭкспоТест", в котором примут участие российские и иностранные предприятия, компании, занимающиеся выставочным бизнесом, в том числе производители выставочного оборудования.