Художественная обработка натурального камня

Художественная обработка натурального камня

Художественная обработка камня — не новая технология. Ее история исчисляется столетиями. Древний человек украшал стены пещер рельефными рисунками. Постепенно оттачивая навыки, люди научились делать фигурки. Они использовались как украшения, а также играли роль талисманов — считалось, что такие фигуры помогают охотиться, задабривают духов и т. д. Чем большего мастерства достигал человек в искусстве камнеобработки, тем сложнее и интереснее становились изделия из этого материала.

Особое место среди других пород камней занимает мрамор. Он обладает уникальными декоративными свойствами и легко поддается обработке. Мрамор в интерьере и внешней отделке использовался еще с античных времен. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших лет великолепные колонны из камня, изысканные статуи, полы и стены старинных зданий. Виртуозно умели обращаться с мрамором и мастера эпохи Возрождения.

Древние скульпторы и ремесленники использовали и другие виды природного камня — нефрит, оникс, базальт, песчаник. Из него изготавливали статуи, посуду, различные декоративные безделушки и прикладные предметы интерьера. Благодаря долговечности камня многие образцы древнего искусства дошли и до нас. Каждый из них является бесценным носителем информации о жизни наших далеких предков.

Российская история обработки камня

В нашей стране технологию декоративной обработки камня также освоили очень давно. Изделия из натурального камня — яшмы, нефрита, малахита, лазурита и других полудрагоценных пород, украшающие дом, — свидетельствовали о высоком достатке и знатном происхождении семьи. Практиковалась и облицовка натуральным камнем. Мрамор активно использовался для отделки и украшения помещений. В домах аристократии пользовались популярностью каменные вазы. При работе с камнем мастера акцентировали внимание на самобытной красоте материала. Выбирая технологию и форму изделия, они стремились по максимуму обыграть фактуру, узор, оттенок камня.

В XVIII веке было открыто множество артелей по обработке камня. Большинство из них располагалось рядом с источниками сырья — на Урале, Алтае.

Вплоть до начала XX века камень обрабатывался вручную на каждом производственном этапе. Специальной пилой, изготовленной из твердого сплава металлов, крупные куски материала измельчались. Чтобы ускорить распил, под режущее полотно инструмента подсыпался специальный состав — шлам. Он изготавливался из абразивного вещества, каменных частиц и воды. Все это смешивалось в определенном соотношении. Он же использовался при шлифовке камня. С помощью войлочной подушки и особого порошка изделия полировались. Полировка — завершающий этап камнеобработки, на котором поверхности материала придается блеск и гладкость.

Мастер Никита Бахарев сумел механизировать некоторые технологические этапы камнеобработки и облегчить ручной труд. В дальнейшем Василий Каковин усовершенствовал ряд его разработок.

Сегодня на промышленных предприятиях, специализирующихся на производстве изделий из камня, используется мощная многофункциональная техника. Благодаря ей значение ручного труда в этой сфере удалось минимизировать. Вручную изготавливаются только сложные и специфические изделия. Однако со временем и их производство удастся автоматизировать.

Технологии камнеобработки в наши дни

Существуют разнообразные способы обработки натурального камня, определяющие внешний вид конечного изделия.

Полировка придает поверхности камня глянцевый блеск и безупречную гладкость.

Матированная поверхность тоже гладкая на ощупь. Она демонстрирует природный рисунок камня в наиболее выгодном свете.

Другие технологии создают на поверхности материала неровности. Шлифовка формирует впадины глубиной до 0,5 мм, распиловка — до 2 мм, бучардирование — до 5 мм. Наибольшей глубиной рельефа и естественным видом отличается колотая поверхность — до 200 мм.

Выбор способа обработки зависит не только от эстетических ожиданий, но и от типа материала — его качественных свойств и особенностей рисунка. Например, оникс, нефрит и мрамор обычно полируют. Полировка гранита — тоже популярная технология, однако этот камень прекрасно сморится практически при любом варианте обработки. Шлифовка подходит для камней с пористой структурой, например ракушечника.

Натуральный камень сам по себе отличается неповторимыми эстетическими свойствами. Главная задача мастера — продемонстрировать их во всей красе, сохраняя первозданную привлекательность.